О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Многообразие и сложность, пестрота красок и необъятность этого мира поражает пытливый человеческий разум. Но ещё более поражает то, что в этом необъятном мире видна взаимопригнанность всех пластов бытия. Обнаруживают себя гармония, порядок, закономерность, внутренняя логика. Всё это вряд ли можно отнести к категории случайного, не греша при этом против здравого смысла.
Не могут гармония и закономерность быть результатом случайного движения неодушевлённой материи. Опыт подсказывает нам, что ни один материальный объект не может сотворить сам себя, и в огромном многообразии вещей и событий ни один объект опыта не содержит в себе причину своего существования. (Непосредственной причиной нашего появления на свет явились родители. Для того, чтобы существовать, нам необходимы воздух, вода, пища и т.д.)
Сама целостность мира должна иметь для себя единую внешнюю причину. Этой причиной является Всемогущий Бог, который и является причиной всему сущему.
Сам Господь не нуждается в причине, Он не похож ни на один из объектов, не зависит от этого мира, а, наоборот, этот мир питается от Него, зависит от Него. Он создал этот мир, обладая Мудростью, Волей, Могуществом.
Вера в Единого Творца, в Его предначертания и законы является спасением для человека. В наш век, когда неверие развратило человеческое общество, противопоставление науки и религии воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Первым в этом накатанном словосочетании ставят, как правило, науку. Подразумевают при этом, что наука — высшая форма общественного сознания, так как она основывается на опыте, эксперименте, достоверном знании и пр. А религия, видите ли, опирается только на веру. Чтобы рельефней оттенить «мускулы» науки, в качестве «религии» преподносится, как правило, набор примитивных сказок, легенд, несусветных суеверий, языческих фантазий.
Во всей этой тенденциозности сбрасывается со счетов тот очевидный факт, что подавляющее большинство положений, концепций, теорий науки берётся на веру. Когда нас вводят в курс так называемых научных построений, само собой подразумевается, что мы должны верить в то, что живое само по себе возникло из неживого, что многоклеточные произошли из одноклеточных, что человек произошёл от обезьяны, что предлагаемая модель атома действительно правильная, что спираль ДНК выглядит именно так, как нарисовали её Уотсон и Крик, а не иначе.
Поэтому мы можем говорить, что религия и наука опираются на одну и ту же основу — веру. Разница состоит лишь в том, что наука часто меняет свою веру. В науке то, что считалось ещё вчера непререкаемой истиной, сегодня преподносится как заблуждение и ошибка.
В религии же наоборот — все новейшие открытия науки лишь подтверждают истины, которые она высказывала всегда.
Выдающийся физик Кельвин сказал: «Если хорошо и глубоко подумать, то увидите, что наука заставляет вас верить в БОГА». Вот именно! Думать надо «хорошо» и «глубоко!» Важность этой стороны подмечает другой мыслитель — Френсис Бэкон: «Поверхностные и элементарные философские знания приводят человека к атеизму и безбожию, а глубокие, полные и всесторонние философские знания делают человека набожным и благочестивым». Вера и неверие — два состояния человеческого духа, между которыми огромная пропасть. Верующий человек видит в окружающем мире бесконечное число знамений Аллаха, Велик Он и Могуч. Для неверующего любые доказательства бытия Бога «недоказательны», потому что в нём сидит неверие.
В Коране рассказывается, что Иса — сын Марйам — пришёл к сынам Израилева со знамениями ясными (с позволения Аллаха исцелял слепых, прокажённых, оживлял мёртвых).
«...И сказали те, которые не веровали из них: — "Это — только очевидное колдовство!"» (Трапеза, 110).
Тысячелетия не изменили потомков тех, «которые не веровали». Упорно цепляясь за своё неверие, проводят бессмысленные эксперименты те самые поверхностные мыслители, которых описал Бэкон. Они пропускают электрические разряды через так называемый «первичный бульон» (вода с растворёнными в ней аминокислотами), пытаясь доказать «самозарождение жизни». С упрямством, достойным лучшего применения, они мучают обезьяну, пытаясь научить её говорить. Исследования генетиков доказали, что все расы и народы земли произошли от одной женщины! Но неверующего это не убеждает. В лучшем случае, неверие охотно трансформируется в различные виды идолопоклонства. Человека постоянно тянет сделать Бога осязаемым, физически чувствовать Его. Но если бы Бог существовал в таком виде, то свобода воли не имела бы места. Аллах хочет оставить нас свободными. Нельзя говорить: «Я не видел Бога, не воспринимал его органами чувств, следовательно, Его нет!»
При помощи материальных чувств и аппаратов мы не можем получить непосредственно нематериальную информацию.
Всевышний Аллах сказал: «Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он — Проницательный, Сведущий!» (Скот, 103). Вся вселенная необъятности, мириады процессов и событий во всех её уголках, протекающих с определённой закономерностью, гармония, соразмерность и красота, царящие в мире, говорят о том, что Творец и Хозяин миров — один. Во всём проявляется воля и мощь Единого Бога. У него нет сотоварищей и Он — Абсолютный Господин всего сущего.
Человек — высшее создание Аллаха — находится на особом месте в иерархии Его творений. Аллах выбрал человека своим наместником на Земле, наделил его, в отличие от других творений, разумом и свободой воли. Тем самым человеку дана возможность выбора жизненного пути и объекта поклонения.
Всевышний Аллах сказал: «Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным». (Человек, 3).
Вся жизнь человека, все перемены в его судьбе есть непрерывная цепь испытаний. Человек создан для испытаний и поклонения своему Творцу: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они поклонялись Мне». (Рассеивающие, 56).
От поклонения человека Аллах ничего не приобретает, от непокорности человека — ничего не теряет. Поклонение Всевышнему Творцу является величайшей выгодой для самого человека. Поклоняться Аллаху — значит выполнять все указания Его, остерегаться Его запретов.
Как только человек будет уклоняться от повелений Аллаха как в личной, так и в общественной жизни, это отрицательно отразится на судьбе человека и общества. Все пороки, недостатки, войны, конфликты, наблюдаемые сегодня во всём мире, есть следствие отклонения от законов, предписанных человеку Аллахом, есть результат уклонения человека от миссии, возложенной на него Аллахом.
Человек — раб Божий, созданный Аллахом, кормящийся от Него, умерщвляемый Им. И всё, что происходит в мире и в организме самого человека, строго подчинено законам Аллаха. Никогда и ни при каких обстоятельствах человек не в силах оторваться от Аллаха и жить вне Его законов. «Рабство» — слово, которое вызывает неприятие у человека, как нечто позорное, унизительное, недостойное. И действительно, это так и есть в том случае, когда человек по своей воле становится рабом сотворённых вещей (рабом другого человека, рабом материальных богатств, рабом собственных страстей).
Но когда человек выступает только как раб Аллаха, он непроизвольно вызывает уважение окружающих, он приобретает благородство, силу духа, спокойную уверенность в жизни. При рассмотрении человеческой натуры мы видим, что в самых сокровенных уголках его души живёт чувство поклонения.
Человек может отрицать Бога, веру, истину, но при всём этом он не может избавиться от того свойства души, которое требует поклонения чему-либо. В человеке генетически заложен адресат поклонения — это Единый Творец. Если человек правильно реализует то, что в нём заложено, правильно направляет своё поклонение, то он приобретает истинную свободу и входит в число тех, кто выполняет миссию, возложенную на него Аллахом.
Но очень часто человек впадает в заблуждение и начинает поклоняться сотворённым вещам, придуманным идеям, надуманным божествам — и тем самым становится язычником (идолопоклонником). В качестве идолов могут выступать не только деревянные и каменные скульптуры, изображающие различных людей и животных, но в их качестве выступают и теория коммунизма, и наука, и партии, и вожди, и святые шейхи, и культура, и искусство, и собственные страсти.
А в чём же должно проявляться поклонение Аллаху и как оно выглядит?
Многие под поклонением Аллаху понимают совершение Намаза, соблюдение уразы, чтение Корана, перебирание чёток и т.д. Простым людям кажется, что человек, который посвятил всё своё время вышеперечисленной деятельности (забросив работу, домашнее хозяйство, нужды семьи) и есть настоящий мусульманин. Пользуются большим уважением среди невежественных обывателей те люди, которые называют себя учёными, муллами, читают Коран над покойниками (за деньги), навешивают на себя амулеты, набирают избыточный вес от частого хождения по мавлидам.
Благодаря их стараниям людям привилось мнение, что степень благочестия и богобоязненности определяется количеством Намазов, совершаемых в течение дня. Это расхожее мнение, преподносимое его приверженцами, и есть причина того, что люди шарахаются от Ислама. Оно же вызывает у них, особенно у молодёжи, совершенно справедливое недоумение и насторожённость. «Если я посвящу свою жизнь поклонению Аллаху, — думает молодой человек, — когда же я успею устроить свою жизнь, обзавестись семьёй, заниматься хозяйством?» Эта позиция есть результат неправильного преподнесения сущности Ислама людям теми самыми муллами, которые предпочитают читать Священный Коран покойникам и скрывать его содержание от живых. Это стало одной из причин того, что Коран перестал служить руководством в жизни человека и общества.
Создавая человека и назначая его наместником на земле, Всевышний Аллах Сам издал законы, установил нормы, охватывающие и регулирующие все стороны жизни человека: политическую, экономическую, социальную, правовую, моральную и т.д. Эти законы и предписания Аллах ниспослал людям через своих пророков, избранных из среды людей. Аллах сделал их людьми идеального характера, с высокой нравственной культурой, научил их всем оттенкам правильного поведения в личной, семейной и общественной жизни. Они были примером для многих поколений.
И людям остаётся одно — следовать примеру пророков, изучать все законы и предписания Аллаха, которые посредством пророков донесены Им до людей, и точно и неукоснительно исполнять их. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, последний из пророков, посланный Аллахом, принесший человечеству полный и окончательный Ислам.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах да и приветствует, — печать пророков: на нём завершается посланническая цепь и вплоть до Судного Дня деяния людей будут сверяться с законами и нормами, принессёнными Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. И все эти законы и нормы заключены в Коране — речи Аллаха и в Сунне — практике Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Я среди вас оставляю две вещи: Книгу Аллаха и Сунну Его пророка. Если вы будете держаться их, то вы никогда не заблудитесь."
Если человек в своих действиях будет руководствоваться законами, предначертанными Аллахом, если человек будет строго соблюдать границы дозволенного и запретного, указанные Аллахом, то такая жизнь будет примером служения Аллаху, или большого поклонения Аллаху. Это и есть миссия, возложенная Аллахом на человека. Бесспорно, в эту миссию входит и совершение Намаза, и соблюдение уразы, и чтение Корана (естественно не покойникам, а живым, и не для того, чтобы зарабатывать чтением, а для руководства в жизни). Но также в эту миссию входит и ведение хозяйства, и приём пищи, и создание семьи, и воспитание детей, сон и отдых, и даже интимные отношения между супругами — одним словом, все стороны бытия человека. Конечно, всё это имеет смысл, если проводится по повелению Аллаха, в строгом соответствии с Его законами и во имя Его. А если какая-либо деятельность проводится в жизнь как самоцель, а не ради Аллаха, то она теряет смысл для Будущей жизни, какой бы полезной эта деятельность ни казалась. Исходя всё из того же неправильного представления об Исламе, многие молодые люди думают так: «Пока есть возможность, буду поль¬зоваться всеми наслаждениями жизни, а в старости, когда ими буду не в силах пользоваться, займусь Намазом, уразой, перебиранием чёток...» Какая наивность! Во-первых, откуда уверенность, что жизнь не прервётся в молодом возрасте? Во-вторых, кто запретил нам наслаждаться благами этого мира? Наслаждайтесь! Но в рамках законов Аллаха и путями, указанными Им.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвёл на Своих рабов, и прелести из удела?.."» (Преграды, 32).
«Скажи: "Господь мой запретил только мерзости, явные из них и скрытые, грех и злодеяния без права..."» (Преграды, 33).
Многочисленные притчи, которые любят приводить некоторые «знатоки» Ислама, где говорится, что этот мир и грядущий мир нельзя совместить, и что если ухватишься за один из них, непременно упустишь другой, — явное противоречие духу и сути Ислама.
Наоборот, чтобы наилучшим образом выполнить миссию, возложенную Аллахом на человека, последний должен в определённых пропорциях уделять внимание обоим мирам, впрячь их в одно ярмо и извлекать максимальную пользу от каждого. В Священном Коране говорится:
«И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью Последнему! Не забывай удела своего и в этом мире...» (Рассказ, 77).
«Он Тот, Кто сделал вам землю покорной, ходите же по её раменам и питайтесь от Его удела..» (Власть, 15).
Этот мир — пашня для грядущего. Когда человек пренебрегает какой-то стороной обоих миров, то он в результате пожинает дурные последствия своего поступка.
Все законы и предписания Аллаха человек претворяет в жизнь, начиная с самого себя; затем он должен обратиться к своей семье, к своему племени и к окружающим. И нельзя успокаиваться до тех пор, пока существует где-нибудь на Земле идолопоклонник.
Свидетельство (шаhaда) «ла илаhа илла Ллаh ва Мухаммад, — расулу Ллаh — нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник» отличает верующего от неверующего.
Слово «илаh» обозначает буквально «божество», «достойный поклонения», «достойный молитвы», т.е. Тот, чьё величие, могущество, мудрость и место в мире достойны того, чтобы ему поклонялись.
Ла илаhа илла Ллаh мы должны произносить с полным пониманием смысла этих слов. Когда мы механически повторяем эти слова, мы не отличаемся от тех, кто их вообще не произносит. Если человек не чувствует всю мощь, всеобъемлющий характер этих слов, если он не чувствует их великое значение для себя, если он не старается вникнуть в них, если в человеке не возгорается желание следовать им в жизни, если он не остерегается всего того, что с этими словами несовместимо, — этот человек не понял Ислама. Простое повторение этих слов, не следуя им как закону жизни, не ставит человека в число тех, кто выполняет миссию, возложенную Аллахом, следовательно, не принесёт ему пользы в грядущем. Это всё равно, что при воспалении без конца повторять слово «пенициллин», — легче от этого не станет.
Весь смысл в деятельности. Чтобы от пенициллина была польза, надо совершить работу — как минимум, ввести его в организм.
Ла илаhа илла Ллаh означает, что мы глубоко и осознанно убеждены в Единстве Аллаха, т.е. только Аллаха мы признаём своим Богом. Мы признаём, что только от Него зависит наша жизнь и смерть, что только Он (как наш Творец) знает, что для нас хорошо и что губительно. Только Ему мы можем поклоняться и подчиняться, только на Него мы можем надеяться, только Его мы должны бояться, только Его мы должны просить и к Нему только должны взывать о помощи, и только с Его именем и ради Него мы должны приступать к любому делу.
Ла илаhа илла Ллаh означает, что мы глубоко признаём то, что правление и власть принадлежат только Аллаху. Только Он вправе быть Законодателем и устанавливать нормы и правила, регулирующие жизнь человека на Земле.
Из этого следует, что для мусульманина все законы, придуманные человеком и внедрённые в общественную жизнь, не представляют никакой ценности и не имеют смысла. Все философские концепции и теории, руководствуясь которыми люди стараются построить человеческое общество, в конечном итоге приводят последнее к краху. Ла илаhа илла Ллаh означает, что мы должны соблюдать те границы дозволенного и запретного, которые Аллах для нас определил.
Ла илаhа илла Ллаh означает, что если мы твёрдо убеждены в смысле этих слов, то непременно придём к выводу, что Коран (Книга Аллаха) и Сунна (жизненный путь пророка Мухаммада, да благословит его Аллах да и приветствует), — единственная основа и руководство для построения процветающего, счастливого человеческого общества.
Каждый мусульманин может измерить свою веру словами «Ла илаhа илла Ллаh» и при этом может обнаружить в своих деяниях много поступков, не совместимых с этими словами. Каждый из нас может припомнить случаи, когда мы говорили неправду, испугались власть имущих, поддались гневу, совершили поступок, продиктованный чем угодно, только не любовью к Аллаху, и многое другое. Формально мы признаём власть Аллаха, Его мудрость и могущество, а в практической жизни часто идём вразрез с Его предначертаниями. Мы, если не одобряем правила и обычаи, идущие вразрез с Исламом, то и не противимся им. Самые лучшие из нас, боясь осуждения окружающих, не посмели бы совершить те поступки, которые совершил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и и приветствует.
Чтобы помочь человеку выполнять миссию большого поклонения, чтобы предостеречь его от заблуждений и чтобы одновременно испытать его, Аллах возложил на него определённый минимум обязанностей, коими являются пять столпов (рукнов) Ислама:
1. Твёрдое убеждение в вере и приведение свидетельства, что нет божества, кроме Аллаха, и что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и и приветствует, является рабом и посланником Аллаха.
2. Совершение пятикратного Намаза в сутки.
3. Выделение один раз в год состоятельными людьми общины определённой доли из своего имущества (закята) в пользу бедных, нуждающихся и сражающихся на пути Аллаха.
4. Ежегодное соблюдение уразы в святом месяце Рамадан.
5. Совершение Хаджа (паломничества) в Мекку к Дому Аллаха Каабе один раз в жизни при наличии возможности. Исполнение этих пяти столпов Ислама является тем минимумом, который лежит в основе того большого поклонения Аллаху, о котором мы говорили выше.
Без исполнения этого минимума человек не сможет совершить большое поклонение. Если человек будет довольствоваться этим минимумом, не стремясь к большому поклонению, он будет в числе тех, которые не поняли суть и дух Ислама.

ДА ПОМОЖЕТ НАМ АЛЛАХ!

Б.М.

Написать отзыв на статью adygahasa@narod.ru.



Сайт создан в системе uCoz